поселок городского типа Майкор , погода Майкора , Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка , зимняя, летняя , охота , на утку

  Майкор - главная
  Газета - майкорская
  Статья - предки
  Статьи и история
  Очерки и воспоминания
  Видео
  Фотогалерея
  Карты поселка


     

     


Поселок Пожва в Пермском крае





Предки


Светило солнце. Плескалась в Иньве вода. Шумели высокие лиственницы на крутом берегу Майкора. Я уже несколько раз отдыхал в этом месте, наблюдая валы и крутые склоны Туманского городища, представлял себе, как заканчивалась эпоха родановских поселений и это место занимали йозы. Пришли они тихо, с прялками за пазухой и с топорами за поясом, без всяких претензий. Настрадались, видать, по жизни. Хитрые немного, хотя хитрость их от «суровости климата».

Богов и духов своих по дальней дороге насобирали много, Ен (Ян) – солнечная энергия. Енешка (радуга) такая получается красивая. Красная полоска - Пера (Перун) батюшка защитник, Войпер (Северный Перун). Оранжевая - Ашока (Царь медвежонок) – прародитель, предок. Жёлтая - Остя, братан его, рядом живет (братьев много было). Зеленая - Ворса - сила леса. Голубая – Вакуль – сила воды (в нем, как и в Ворсе, нет ни плохого, ни хорошего, все зависит от морта). Синяя – Йома – прародительница «настоящих людей». Фиолетовая - Омоль - инька (в противовес еньке) - энергетический минус, который может в любой момент стать красной полоской. Про Кудым – Оша, Зарань, Перу богатыря, Асыку, Ягморта и других персонажей это уже сами Домнин и Климов «закалевалили», хотя мне Климов сам говорил, что на базаре в Кудымкаре до революции под гусли или балалайку пели песни про Перунова воина...

Коми – пермяки (йозы)
Йозы сохранили легенды про чудь, которая под землю ушла. Но йозы чудь не считали своими предками, но уважали и боялись, она научила их календарь вести, мед бортить, дома строить и такие красивые пояса с полотенцами ткать! Сижу я, а в голове цепочка этой чуди: турбинцы, ананьевцы, гляденовцы, ломоватовцы, родановцы. Звенья цепочки той арийского, угорского, славянского, финского, тюркского и других размеров.

Одни меряют их археологически, другие - лингвистически, третьи - литературными источниками, четвертые - уже гаплогруппами. А общность этой страны давно уже стала пермской. Однажды мне показали фотографию XIX века с подписью «Последний из чуди». На ней видно высокого, светловолосого и сероглазого мужика в высоких белых валенках, синем понитке и прямоухой меховой шапке. Кто это? Булгар, новгородец, хлыновец, москвич, мордвин эрзя или еще какой чалдон – бурдас. Кто теперь даст ответ? Не эти ли красные осколки глиняных сосудов на откосе древнего городища? А, может, люди, живущие здесь? Люди, у которых родственники по всей России.

Тихон Гурьянович и
Варвара Андреевна
Я из Кировской области. Из мест, где в XII веке начиналась Вятская республика, организованная самопереселенцами из Новгорода, Устюга и других территорий «домонгольского мира». Управлялась страна сходом или вечем. Граничила с Волжской Булгарией, Ару, Новгородской землей, Вису и Марами. В 1489 году Вятская республика была разбита Московским царством…

Йозы Но сейчас не про эту историю. От Вятки (Хлынова) и Коврова (Котельнича) выше по течению есть д. Большое Кормино, в которой я родился. Там моя родина и мой фамильный род по отцу. В происхождении ряда фамилий есть официальная установка, что прозвища, из которых со временем произошли эти фамилии, означали оберег от «нечистого» или установку на благополучие (Некрасовы, Бесов, Нехорошкины, Нежданов, Чертовский). Эти фамилии распространены по всей территории России и не имеют конкретной территории распространения, как и означающие ремесло или род деятельности (Бондаревы, Кузнецовы, Горшковы), как и царские и их производные (Князевы, Саранины, Баевы, Султановы), всех вариантов не перечислишь.

Фамилия Смертин такую привязку имеет. Рядом есть с. Кормино, д. Кормичи, д. Кормишонки, д. Корманы, в которых еще в XX веке большинство семей имели эту фамилию. Она частично представлена еще в деревнях Победново, Криуша, Мартыново. Деревни разбросаны в междуречье Вятки и Криуши. Первое упоминание о деревнях относится к XVII веку. В д. Большое Кормино изначально жили одни Смертины.

Иван Моисеевич(прадед)Гаврил Иванович (дед)
Через некоторое время они расселились или сначала начали проживать в других деревнях Арбажского сельского поселения. Что означает? Массовое проклятие и желание от него избавиться?! Или это были смертники, «сосланные» и оставленные среди чужих? Слово смерть означает смерить, отмерить. Может, они пространство мерили или были пограничниками в тех местах? Деревни, в которых они изначально жили, имеют корень «кор». Этот корень у нас, в Приуралье, имеет длинную историю. Кор – короб, крепость, корма, корчма, корабль. Все эти слова так или иначе связаны с рекой. Может, Смертины были «перевозчиками», а по пути, кормили в корчмах, кормили (управляли рулем) на кораблях, изготавливали короба – лодки и строили крепости – коры? В детстве, помню, у деда Смертина Гаврила Ивановича стоял короб, на котором еще с «Ъ» - ми было написано Иван Моисеевич Смертин…

Тихон Гурьянович и его лодки
Теперь я живу здесь, в Майкоре. Здесь моя родина по матери. Здесь тоже своя история. Здесь в XII стоял кор (крепость) страны Вису. Столица - Пермь Великая была на северо – востоке от нас. А наш кор был одним из пограничных факторий Вису в Волжской Булгарии. Жители этой страны торговали с Европой и Азией мехами, медом, лесом, солью, ремесленными изделиями и другим товарами. Страна Вису, как и Вятская республика, была разбита Московским царством в 1472 году. После на это место пришли йозы и русские. В Майкоре появился железоделательный завод с монорельсовой и железной дорогой, Богоявленская церковь, свой оркестр и театр, в 17-ом году пришёл красногвардейский отряд Фёдора Назукина, а в 18-ом году - корпус Колчака, после революции появились колхозы, рабклубы и синеблузники, после ВОВ в Майкор переводят Иньвенский сплавной рейд. В наше переходное демократическое время - как везде …


Майкор XIX век


Но история нашего рода начинается на другой стороне (напротив Майкора) Иньвы, у Полюдова городища, в деревне Полюты, у речки Дунайки. Есть легенда: в Чердыни стоял на полюдовом камне богатырь Полюд со товарищами, город стерег от врагов. Завидев их, разжигали воины на камне большой костер, и дым от костра был виден на несколько миль. Однажды не уследили они и пропустили вогулов, не сослужили службу, и осерчал народ и, обидевшись на них, ушёл Полюд со товарищами и поселился на Иньве, на Полюдовом городище». Много историй знает наше местечко: как рядом с церковью в д. Городище нашли запаянный гроб с царевной, как угланы на велосипедах катались, и у каждого на шее висела подвеска с «Пермским звериным стилем», как девкам на «кольчужных воротах» мертвецов намлило…

Род по матери появился XVII веке со стороны Чермоза и Обвы, заселил Заиньву. Появились деревни Полюты, Городище, Якушево, Юдино, Ярешино, Селино, Чимбалова. Распространенная фамилия среди тех поселенцев была Ошмарины. Поучаствовали в ее образовании, скорее всего, йозы и мары. В одном народе слово означает «белый мариец», а в другом – «медвежий человек». Для тех лет смысл понятен. Так вот эти белые марийские медведи сходились стенка на стенку с йозами на речке Дунайке, по которой проходила граница народов. По ней, кстати, и проходила граница с Чёрмозским районом с 30-ых по 60-ые годы XX века, когда Майкор был в его составе. В свободное от драки время заиньвинцы держали конные и скотные дворы, сеяли и мололи на своих мельницах зерновые.

Ошмарин Иван Яковлевич (дед) и наша семья

В XIX веке в с. Городище стояла церковь, в которой дьяком служил мой прадед Яков Ошмарин, а все церковные коробки для пожертвований со всех близ лежащих часовен лежали у него в доме на полке. После революции заиньвенцы содержали несколько школ, клубы и больницы. Сейчас за Иньвой остался один житель Володя – моряк, ему 80 лет, и он еще держит пасеку. А деревни ушли в небытие…

Надо уходить. Спина затекла. И подул холодный ветер - может, Войпер знак подает, а то скажу что-нибудь лишнее. Историки не делают историю, они служат. Историю делают люди. Они и знают настоящую историю. И нет здесь никакой политики. Это жизнь.

Смертин Евгений Иванович