поселок городского типа Майкор , погода Майкора , Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка , зимняя, летняя , охота , на утку

  Майкор - главная
  Газета - майкорская
  Архив новостей
  Статья - предки
  Статьи и история
  Очерки и воспоминания
  Видео
  Фотогалерея
  Карты поселка


     

     



Н.А.Швецова.
Краткая история посёлка Майкора (с XII – XIXвек).
II глава - Ранняя история поселка.


      Ранняя история поселка.
      Первобытные люди начали заселять территорию нашей страны в глубокой древности (600- 700 тысяч лет назад). Из Азии, с Кавказа и из Сибири они продвинулись до Нижней Камы и Южного Урала. Древнейшая стоянка на Урале найдена около Магнитогорска (стоянка Мысовая), а в Верхнекамье таких стоянок пока не обнаружено.
      По археологическим данным первобытные люди отступили вверх по Каме до среднего течения реки Чусовой, где найдено несколько стоянок палеолита (древнекаменного века, примерно 100 тысяч лет назад). Стоянка такого времени обнаружена недалеко от южной границы КПАО, где были обнаружены каменные орудия и кости животных. Эта пещера Большая Глухая в устье реки Гаревой у деревни Ганичата.
      Пока на территории округа известны древнейшие стоянки первобытных людей среднекаменного века (10 – 5 тысяч лет до нашей эры). Охотники и рыболовы, вооруженные луком и стрелами, проникли по Иньве до её притока Кувы, где обнаружена стоянка Мечкор, а по реке Косе, территории современного села Коса, до притока Косы Олонвы, где археологи нашли и исследовали несколько стоянок. Там найдены составные части каменных наконечников стрел, каменные ножи, скребки, проколки, костры шалашей.
Около 7 тысяч лет назад климат стал мягким, а реки и озера полноводными. Рыболовы и охотники новокаменного века – неолита продолжали расселяться по территории современного КПАО. Известны стоянки на Каме, около Гайн (Анкудиново), на Косе, по Иньве и её притокам – Куве и Велве (Петуховская, Новоселовская, Шляпинская, Каневская, Отевская, Верхнеиньвенская и другие).
      Основные орудия труда:
      - шлифованные топоры;
      - костяные гарпуны (найден у села Юсьва);
      - остроги, крючки;
      - древки костей, стрелы.
      Во II тысячелетии до нашей эры древние обитатели Прикамья научились выплавлять медь из местных медистых песчаников. Из меди изготовляли топоры, копья, стрелы, ножи, шила и другие орудия труда.
      В IV – VI веках в Верхнее Прикамье из южных районов начали проникать скотоводческие племена (здесь были лесостепи), они оттеснили местное население. Именно с пришельцами началась новая форма захоронения (в доспехах, с мечами, кинжалами, боевыми топорами, а у женщин - привозные золотые и серебряные бусы). В этот период для защиты от соседей местное население начало сооружать укрепления своих поселений: земляные валы с частоколом и рвом. В этих «карах» (городищах) они иногда плавили металл, совершали религиозные обряды. Рядом с такими селищами находились и кладбища.
Именно в этот период, вероятно, и возникают поселение на реке Иньве. Изучение документов и археологических останков дает возможность определить, что к X веку на территории нашего поселка существовало городище (относящееся к Родановской культуре, по названию городища Роданово близ Березников). Такое же городище было раскопано в деревне Кыласово, и около Кудымкара. Аналогия с этими городищами дает возможность представить, как выглядело городище впоследствии называемое Туманским (происхождение названия непонятно, слово «туман» мансийское, в коми языке не существует такого определения).
      Это был хорошо укрепленный посёлок, площади 8800 квадратных метров с большим культурным слоем. Городище находилось между двумя естественными логами или оврагами, на высоком, до 50метров, мыске. Это были естественные преграды для защиты от врагов. Северную часть городища защищал искусственный вал из земли и деревянный частокол. В 1938 году Туманское городище исследовал М. В. Талицкий и указал, что земляной вал хорошо прослеживается полудугой на территории за современной больницей. На территории городища, как правило, располагалось несколько прямоугольных домов площадью до 50 – 60метров. Каждый из них имел в центре большой глинобитный открытый очаг и яму – хранилище. Устройство жилища указывает, что это был дом, где обитала патриархальная семья. Каждый такой дом имел свой двор, отделённый от соседнего двора изгородью, внутри дворов были устроены ямы – хранилища.
      Ряд находок, обнаруженных на месте Туманского городища, позволяют судить об основных занятиях туманцев:
      - земледелие;
      - охота (огромное количество костей животных говорит об обилии лесного зверя и наличии домашних животных: лошадь, свинья, корова). Найден наконечник каменного копья;
      - гончарство (плоскодонные горшки);
      - ткачество (найдены 4 пряслица с орнаментом);
      - рыболовство (наличие реки);
      - обработка металлов (найдены крицы, форма для литья, бронзовые изделия).
      Шел обмен товаров с Булгарским царством, так как на откосе были найдены осколки красных сосудов (изделия Булгарских мастеров) и ключ булгарского происхождения.
      В это время, в Прикамье появляется новое техническое приобретение – плуг с железным ральником, что сделало земледелие более интенсивным. Но не исчезает и железная мотыга, дожившая в подсечном земледелии местами до наших дней, появляется коса – горбуша и круглый вращающийся жернов.
      В основе стада домашних животных были корова, лошадь, свинья, овца. Лошадь применялась как тягловая сила, в местном музее имеется часть костяных упряжи, и значит, лошадей использовали как транспорт и для вспашки полей. В пищу употребляли только старых животных. Наличие костей лося говорит об охоте и общем пользовании лесом.
      В IX –X веках из отдельных местных племён начала формироваться коми – пермяцкая народность. Изучая построение городища можно сделать вывод, что в каждом доме могла обитать большая патриархальная семья. Однако, это было местом обитания не одного рода, а выходцев из разных племен и групп. Как правило, около городища бивал могильник и строился он по определённому правилу: или трупы укладывали в деревянные колоды и покрывали сверху крышками или берестой, обычно ориентированы головами на запад. Был другой способ захоронения, когда трупы укладывались определенными рядами на противоположном от городища мыске. Смысл такого захоронения прост: древние верили, что душа не умирает и поэтому могилу (или «новое» жилище) пытались создать исключительно по образу живых людей. По реке, воде душа якобы «переходила» в страну мёртвых, страна мертвых считалась той, где западает солнце. В могильники укладывали вещи необходимые для потусторонней жизни: копья, стрелы, горшок, зерно, монеты и др.
      
Далее история посёлка Майкора неразрывно была связана с именем Григория Алексеевича Строганова. В 1558 году земли по реке Каме от устья Лысьвы до устья Чусовой были жалованы Иваном IV «Грозным» купцам из Соли Вычегодской. Строгановы обещали здесь строить крепости, набирать гарнизоны и охранять Восточные границы государства. Ещё через 10 лет их территории протянулись на юг по реке Каме и из купцов и промышленников Строгановы стали богатейшими феодалами. Строгановы строят города – крепости Пыскор, Орёл. Так в середине XVI века часть коми – пермяцких земель попала во владения вотчины. Коми – пермяки по реке Иньва стали крепостными и вслед за этим стали облагаться налогами.
      Николай Петрович Горбунов в «Очерке из истории Майкора» приводит следующие данные
«В 1579 году царский писец Яхонтов переписывая для начисления налогов вотчины Строгановых, занес в писцовую книгу, что на реке Иньве стоит Туманское городище, вероятно, никто там не жил и оно было заброшено первоначальными посельщиками, или они были убиты во время набегов остяков и вогуличей или сбежали в леса. Он пишет лишь о двух деревнях по реке Иньве – Куве и Кудымкаре.
      Через 44 года, в 1623 году, второй писец Кайсаров, вновь переписывал дворы и селения Строгановых, и у него в писцовой книге уже значится по реке Иньве деревня «Майкор» имеющая два двора на месте Туманского городища. Однако в архиве ЛОИИ (Ленинградское отделение института истории) по утверждению В.А. Оборина имеется документ, что ещё в 1609 году Кудымкар был центром небольшой деревенской округи, состоящей из 4 деревень (Кува, Ёгва, Купрос, Туманская - Майкор).
      Значит можно предполагать, что история Майкора (Туманского городища) была прервана и возродилась не позднее 1609 года.
      Название «Майкор» имеет три версии:
      1. Майкор – городок Мая (местного князя, т.е. может по преданию здесь когда – то жило племя во главе с князем Маем, и оно сохранилось к XVII веку).
      2. Майкор – жилище бобров («мой» по коми – пермяцки «бобр»). Говорит о обитании этих маленьких животных. Или городок племени Бобра.
3. Майкор – майский городок.
      Название реки переводится с коми – пермяцкого «бабья вода» (женщина – «инька», вода – «ва»). Иньва упоминается в писцовой книге Яхонтова, как правый приток Камы. Есть ещё один вариант слова «Иньва»: старожилы называют её «божественная река». В удмуртском языке «инь» означает «бог, небо».
      Река в те времена, действительно, считалась чем – то божественным, это шло с языческих времён, когда каждому природному явлению присваивалось чудодейство и душа. Река кормила, поила, была транспортным путем, защитой от врага. И поэтому название «божественная река» было вполне оправдано. Основная масса коми – пермяков формально приняла христианскую веру и долго сохраняла языческую религию и свой святилища. Христианская церковь шла на уступки, и чтоб не было громких протестов, позволяла сохранять в церквушках языческих идолов в виде деревянных святых, известных позднее как Пермская деревянная скульптура.
      В XVI веке земли коми – пермяков были включены в состав Чердынского уезда Перми Великой, занимавшей огромную территорию по верхнему течению Камы. Большая часть коми – пермяков стала относиться к черносошному крестьянству, жившему на государственных землях и уплачивавшего налоги представителям государственной власти, а меньшая состав помещичьих и монастырских владений.
      Cудя по документам в районе Майкора (например, Купрос) были следующие промыслы:
      - птичьи ловли, за которые платили денежные оброки;
      - рыбная ловля;
      - «бобровые гоны».
      По реке Иньве земли считались «средними», а не худыми. С приходом русских изменилось строение жилых домов: избы стали из 2-3 помещений, на высоких подклетях, появились печи с дымоходами.
      В начале XVIII века все коми – пермяки стали крепостными. Жили крепостные Строгановых в тяжелых условиях. Иньвенские крестьяне почти все платили оброк (денежный, сенный, хлебный). Без разрешения графского лесника крестьяне не могли собирать грибы и ягоды, заходить в лес с косами и топорами.
      В 1702 году Петр Великий подтвердил пожалования Григорию Строганову и его наследникам на «вечное владение» землями по Обве, Косьве, Иньве с селами, деревнями, крестьянами.
      В 1749 году по второму разделу между братьями Строгановыми (при Петре I Строгановы получили дворянство и титул баронов). Кудымкар с его окрестностями достался барону Сергею Григорьевичу Строганову. Доли Александра и Николая быстро раздробились и частью перешли в руки новых хозяев. Сын Сергея Николаевича – Александр, и его опекуны продали по завещанию 1/9 часть движимого и недвижимого имущества «тайному советнику сенатору ЕИВ, действительному камергеру и кавалеру Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому в силу законов указанную часть».