поселок городского типа Майкор , погода Майкора , Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка Пермская обитель , база отдыха , отдых , рыбалка , зимняя, летняя , охота , на утку

  Майкор - главная
  Газета - майкорская
  Архив новостей
  Статья - предки
  Статьи и история
  Очерки и воспоминания
  Видео
  Фотогалерея
  Карты поселка


     

     



Светлана Вавилина.
Есть женщины в русских селениях….

      Моя бабушка, Ксения Михайловна, умела делать практически все. Но сегодня, я бы хотела вспомнить о том, что медленно, но верно уходит в прошлое.
      Зима в наших краях длиться долго (шутят: 9 месяцев в году) и долгими зимними вечерами, когда еще не хочется спать , а дела по дому все уже переделаны -бабушка вязала носки ,перчатки и варежки на всю семью. Сам процесс ,начинался с подготовки пряжи. У бабушки были большие щетки с острыми загнутыми зубьями. Баранью шерсть при помощи этих щеток бабушка вычесывала (возможно , не все термины я выбираю правильно, издержки образования…) , шерсть из свалявшейся становилась пышной ровной , волосок к волоску. Потом шерсть закреплялась на прялке и бабушка вытягивала и скручивала нитку наматывая ее на веретено. (Веретено такое, как в сказке про спящую красавицу. Видели, как крутиться волчок? Вот так же крутилось веретено в руках у бабушки). Нитки с веретена накручивались на ножки табурета и получалась большая связка. Эту связку бабушка стирала и сушила. А потом , просила нас подержать нитки, натянув на руки и накручивала клубки. Вот только потом брались спицы и вязались носки , перчатки и варежки. Бабушка вывязывала еще и разные узоры. Бабушки уже нет, а я до сих пор в морозы надеваю варежки из белой овечьей шерсти, теплые, как воспоминания о моей бабушке.
      А еще бабушка умела ткать пояса. У нее был целый кулек с цветными нитками, не тонкими, номер, я не помню. И привязав к спинке кровати нитки и разделив на четные и нечетные при помощи дощечки, она начинала ткать пояса. Основа была однотонная, а нитки, которые закреплялись на «уток»( деревянный нож с прорезью) цветными. Уток продергивался сквозь основу и в дело вступала такая штуковина , похожая на большой деревянный тупой «кинжал» ею плотненько подвигалась нить и четные и нечетные нити менялись местами, еще раз подвигалось все « кинжалом» и снова пропускался уток. Получались широкие и узкие пояса с разными узорами и разными кистями.
      А летом, на втором этаже сарая бабушка начинала ткать половики. Всю ненужную одежду, она резала на полоски еще зимой. Принцип примерно такой же , как и при создании поясов ,только станок был сложнее. При помощи педалей менялись четные и нечетные нити. И уток гораздо больше и в него закреплялись полоски ткани, но так же ловко он проскальзывал между нитками основы. И подвигались полоски ткани уже большой рамой , между зубьями которой были продернуты нити основы. А мы любили наблюдать за процессом, а иногда нам бабушка разрешала продергивать уток и бить рамой. Половики бабушка закручивала в рулоны, и все родственники были ими обеспечены.
      К сожалению, все ремесла постепенно забываются, утрачивается частичка нашей души. Я уже не знаю, где бабушкин станок, и как создавать те узоры и пояса. Остались только одно -эти детские воспоминания.